Четверг, 26.12.2024, 09:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Февраль » 10 » ВИЧ, СПИД, гепатит :: Вич и гепатит одно и тоже
20:42

ВИЧ, СПИД, гепатит :: Вич и гепатит одно и тоже





вич и гепатит одно и тоже

ВИЧ, СПИД, гепатит


Не секрет, что люди, страдающие этими заболеваниями, в нашей стране превращаются в изгоев. Однако тот, кто считает, что такие инфекции – удел наркоманов, проституток, бомжей, глубоко заблуждается. Даже вполне добропорядочный гражданин не застрахован от риска заражения. Что может предложить современная медицина таким больным? Об этом мы попросили рассказать врачей Петербургского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. Наши собеседники:

Николай Алексеевич Беляков, руководитель центра, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Вадим Владимирович Рассохин, заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической помощи, заведующий поликлиническим соматическим отделением, кандидат медицинских наук.

Анна Валентиновна Самарина, заведующая поликлиническим отделением материнства и детства, кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог.

– Николай Алексеевич, первый вопрос – что такое ВИЧ и что такое СПИД, в чем различие между ними? Большинство людей думают, что это одно и то же.

Николай Беляков: ВИЧ – это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека. СПИД, синдром приобретенного иммунодефицита, – это запущенная форма ВИЧ-инфекции, при которой появляется клиническая картина: повышенная температура тела, похудение, увеличение лимфатических узлов, диарея, поражение со стороны центральной нервной системы, других органов и систем. Все это в комплексе является результатом тяжелого угнетения иммунной системы, так называемой иммуносупрессии. То есть ВИЧ и СПИД – звенья одного заболевания, СПИД – 4б, 4в и 5 стадии ВИЧ-инфекции.

Вадим Рассохин: Дело в том, что вирус иммунодефицита человека – это особенный вирус, и одна из его особенностей – достаточно быстрое деление, подчас неконтролируемое. В конечном итоге в организме человека появляется огромное количество вируса. Чаще всего ВИЧ поражает иммунную систему. Это приводит к развитию вторичных заболеваний, таких как другие вирусные, грибковые, бактериальные инфекции, онкологические заболевания. Все они являются прямым следствием ВИЧ. Происходит истощение организма, начинается немотивированная лихорадка, изнуряющая человека, другие стертые клинические проявления. Это уже синдром приобретенного иммунодефицита.

– На сегодняшний день ВИЧ излечим?

В. Р.: Нет. На сегодняшний день это неизлечимое хроническое инфекционное вирусное заболевание, но мы научились хорошо его контролировать с помощью медикаментозной терапии. С другой стороны, если человек получил ВИЧ-инфекцию, но он молод, социально активен, полностью адаптирован, у него крепкое здоровье, то в течение долгого времени – 10, 12, в некоторых случаях 15 лет – заболевание проявляться никак не будет. На определенном этапе ему нужно начинать лечение, и тогда этот благополучный период продлевается еще на достаточно большой промежуток времени.

– То есть можно сказать, что СПИД уже не такое фатальное состояние, как раньше, что это не приговор?

В. Р.: Надо разделять понятия СПИД и ВИЧ-инфекция, хоть это и звенья одного заболевания. При СПИДе приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы стабилизировать состояние. Просто не надо допускать прогрессирования ВИЧ-инфекции до стадии СПИДа, а принимать меры профилактики на ранних стадиях. Сегодня большинство специалистов в этой области придерживаются мнения, что назначать медикаментозное лечение нужно как можно раньше, чтобы не довести организм до разрушения, до того момента, когда некоторые процессы становятся необратимыми.

– Как лечат ВИЧ-инфекцию?

В. Р.: В течение последних 10 лет во всем мире для лечения ВИЧ и СПИД используют так называемую антиретровирусную терапию. Существуют препараты, которые действуют на разные механизмы размножения вируса – блокируют это размножение, сводят его к минимуму. Основными мишенями вируса иммунодефицита человека являются ферменты либо вещества, которые запускают деление клетки. Существуют пять или шесть классов таких препаратов, каждый из которых нацелен на эти мишени. С помощью этих средств человек полностью не излечивается, но содержание вируса в крови становится неопределяемым. В России все эти препараты применяются на системной обязательной основе с 2006-го года. То есть все те препараты, которые есть в мире, используются и у нас.

– Это дорогостоящее лечение?

В. Р.: Стоимость лечения одного пациента может составлять от 60–70 тысяч до 1–1,5 миллиона рублей в год в зависимости от используемого препарата, от состояния пациента и от чувствительности вируса конкретного человека к проводимой терапии.

– Одно из направлений работы центра – профилактика ВИЧ-инфекции у беременных, с тем чтобы вирус не передался ребенку. В чем она заключается?

Анна Самарина: Говорить о профилактике передачи ВИЧ-инфекции ребенку надо еще до наступления беременности, на этапе ее планирования. Если женщина планирует беременность, ее, как правило, наблюдают специалисты и она получает все необходимые рекомендации. Те же, кто беременность не планирует, а это около 50% женщин, должны получать бесплатные консультации по репродуктивному здоровью и методами планирования семьи. Мы такие консультации проводим – из городской программы по здравоохранению выделены средства на финансирование этих расходов.

Все беременные женщины с ВИЧ-инфекцией должны состоять на учете в нашем центре, регулярно посещать врача, принимать химиопрофилактические препараты, которые уменьшают вирусную нагрузку, с тем чтобы к моменту родов снизить концентрацию вируса в крови до минимума. А чем она ниже, тем меньше вероятность передачи ВИЧ-инфекции ребенку.

Профилактика ВИЧ у ребенка проводится и непосредственно в родах: в родильном доме женщине вводятся специальные препараты, снижающие риск передачи вируса новорожденному. И после родов ребеночек тоже получает лекарственные препараты, которые еще больше уменьшают вероятность его инфицирования.

И последний важный момент: женщины с ВИЧ-инфекцией не могут кормить ребенка грудью, поскольку вирус, к сожалению, может передаваться еще и через материнское молоко.

Если все эти моменты учтены, то вероятность передачи ВИЧ-инфекции ребенку составит менее 1%.

– Но полностью исключить риск передачи вируса ребенку невозможно?

А. С.: К сожалению, невозможно. Ребенок может получить вирус от матери и на ранних сроках беременности. Такое бывает нечасто: если женщина еще не начала принимать препараты, а вирусная нагрузка у нее очень высокая. Во-вторых, не все беременные своевременно встают на учет в консультацию и обследуются на наличие ВИЧ-инфекции. А примерно у трети женщин ВИЧ-инфекция первый раз выявляется именно в период беременности. Есть женщины-наркопотребители или мигранты, которые вообще не приходят в женскую консультацию. Поэтому сегодня говорить о стопроцентном исключении передачи ВИЧ-инфекции ребенку мы еще не можем.

Николай Беляков: Сейчас мы составляем программу нашего традиционного симпозиума «Женщина, ребенок и ВИЧ. Последние достижения». И здесь мы приводим непрерывную цепочку наших действий: воспитание девочки-подростка до полового созревания, обучение ее планированию семьи, плановая беременность, независимо от того, ВИЧ-инфицированная она или нет, профилактика, если она инфицирована, профилактика заражения ребенка. Рождение здорового ребенка, далее – кормление ребенка специальными смесями. И, наконец, воспитание ребенка. Ведь если, не дай бог, на свет появляется девочка с ВИЧ-инфекцией, тогда следующее поколение тоже пройдет по этому кругу. Но такие девочки и мальчики рождаются в Петербурге очень редко – в менее чем 2% случаев. Это в несколько раз ниже, чем в целом по России.

– А если женщина заразилась, уже будучи беременной? Насколько это плохо для ребенка?

А. С.: Острая ВИЧ-инфекция в период беременности, когда в крови у мамы высокая вирусная нагрузка, – вариант неблагоприятный. Но если своевременно начать принимать лекарственные препараты, в подавляющем большинстве случаев к моменту родов удается снизить вирусную нагрузку до неопределяемого уровня. То есть даже в этой ситуации велика вероятность того, что у женщины родится здоровый малыш.

– Есть ли различие в протекании болезни, когда вирус врожденный, то есть попал от матери ребенку, и когда человек заразился во взрослом состоянии?

А. С.: При передаче вируса от матери ребенку в большинстве случаев у детишек наблюдаются тяжелые осложнения – со стороны нервной системы, системы крови, сердечно-сосудистой системы. Но если мы этот момент не пропускаем: вовремя ставим диагноз и начинаем лечение, тогда малыш выживает, здоровье у него стабилизируется.

– Вадим Владимирович, ваш центр занимается еще больными с вирусными гепатитами. Какие бывают вирусные гепатиты?

Вадим Рассохин: Разновидность гепатита зависит от вируса, который его вызывает: гепатит С, гепатит В, гепатит D, гепатит Е. Есть еще гепатит А, в простонародье желтуха, – обычное инфекционное заболевание «болезнь грязных рук». Но мы занимаемся гепатитами, которые передаются либо через кровь (инъекции, медицинские вмешательства), либо половым путем. Наиболее известные и широко распространенные – гепатиты В и С.

– Как они действуют на организм и чем отличаются друг от друга?

В. Р.: Они действуют, как и любое хроническое вирусное заболевание, – поражают разные органы и системы. Основная их мишень – это печень. То есть гепатит – воспаление тканей печени. И гепатит, В и гепатит С могут проявляться в разных формах. Бывают стертые формы, когда заболевание никак не проявляется, и в этом случае говорят о носительстве вируса. Есть активные формы, когда заболевание протекает тяжело и быстро прогрессирует. Если в первом случае лечение пациенту не требуется, то, когда болезнь протекает активно и с осложнениями, мы проводим лечение.

– Можно ли вылечить гепатит?

В. Р.: На сегодняшний день мы научились лечить гепатит С. Для этих целей созданы высокотехнологичные инновационные препараты. Если терапия начата своевременно и если вид или тип вируса С хорошо поддается лечению, то их эффективность иногда достигает 80–100%. Существует шесть генотипов гепатита С, в Петербурге чаще всего встречаются первый, второй и третий генотипы. Первый генотип плохо поддается лечению, а второй и третий лечатся хорошо. Вовремя начав противовирусную терапию, мы можем достичь полного излечения.

Вирус гепатита В относится к ДНК-содержащим вирусам. И на сегодняшний день не существует препаратов, которые могут полностью справиться с ним. В острый период заболевания может произойти спонтанное самоизлечение, но если болезнь перешла в хроническую форму, то она становится неизлечимой. С помощью препаратов можно затормозить прогрессирование заболевания, предотвратить инвалидизацию или смерть пациента.

– Что должно насторожить человека, чтобы он обратился к врачу и обследовался на ВИЧ и гепатит?

В. Р.: Если говорить о любом гепатите, то проявлением острого заражения являются лихорадка, желтуха, потемнение белков глаз, кожи, мочи. У больного увеличивается печень, возникают боли в животе, иногда нарушается стул. Возможно развитие общей слабости, появление немотивированных болей, особенно в суставах. При ВИЧ-инфекции насторожить должна общая симптоматика: немотивированные слабость, лихорадка, увеличение лимфатических узлов, похудение, часто диарея. Чаще всего поражаются три системы. При поражении иммунной системы снижается сопротивляемость организма другим инфекциям: вирусным, грибковым и т. д. Со стороны центральной нервной системы – это головные боли, потеря памяти, снижение интеллекта и так далее. И, наконец, при поражении кишечника возникают диарея, частый жидкий стул.

– А насколько быстро проявляются эти признаки?

В. Р.: Существует так называемая острая ВИЧ-инфекция, когда при заражении клиническая симптоматика может развиваться достаточно быстро – от нескольких недель до двух-трех месяцев. Сложность этого острого периода в том, что, когда пациент обращается с жалобами, вирус лабораторно может еще не определиться. И врачи, если они не инфекционисты, могут пропустить острый период. Но существуют дополнительные подтверждающие лабораторные тесты, которые выполняются в больнице Боткина и у нас. Ну а если течение болезни скрытое, то она может вообще не проявляться на протяжении нескольких лет.

Николай Беляков: Многие инфицированные вообще не знают о своем диагнозе, и наша задача – как можно раньше выявить этих пациентов. И здесь нам могут помочь высокие технологии, с помощью которых можно обнаружить либо антитела, либо антигены, либо какие-либо промежуточные продукты. Если мы вовремя больных выявляем, то вовремя и начинаем терапию.

– Вадим Владимирович, ваш центр в городе – единственный, занимающийся этими вопросами?

В. Р.: Наш центр – головное учреждение. Но наши пациенты лечатся и в больнице Боткина. Сейчас мы являемся инициаторами открытия в районах отделений хронических вирусных инфекций, где больные по месту жительства могут получать эту помощь в полном объеме.

– Существуют ли меры профилактики гепатитов, СПИДа?

В. Р.: Самая действенная профилактика гепатита В – вакцинация. Согласно национальному календарю прививок все новорожденные дети должны прививаться по поводу гепатита В, что защищает их от инфицирования. Против гепатита С прививок не существует, так же как и против ВИЧ-инфекции. Оба этих вируса сильно изменчивы, поэтому создать вакцину, которая бы помогала во всех случаях, на сегодняшний день невозможно.

Николай Беляков: На каждого мудреца – довольно простоты. В основном существуют три пути профилактики. При половом акте – презерватив (особенно при сомнительных актах), профилактика беременных с помощью лекарств и, наконец, отказ от инъекционных наркотиков либо использование чистых шприцев и игл. Я сейчас не касаюсь нравственной стороны вопроса – ею должны заниматься школа и церковь. В лечебном учреждении мы говорим о прагматичных подходах. И если вот эти простые принципы будут выполняться, то и эпидемии не будет как таковой.

Каждое общество должно знать, а что его ждет в будущем – через 5, 10, 20 лет. В мире заболеваемость понемногу снижается, но заболеваемость не нужно путать с общим количеством ВИЧ-инфицированных. Новых случаев выявляется меньше, но общее число инфицированных увеличивается. Исключение составляют Россия, Восточная Европа, Центральная Азия, Дальний Восток – здесь заболеваемость растет. Однако Петербург попал в полосу снижения заболеваемости. И эта тенденция за последние три-четыре года достаточно ощутима. Но это абсолютно не означает, что у нас мало больных. Каждый год мы выявляем около 3000 новых случаев, в основном среди молодых людей, и это печально. Еще в течение многих лет мы будем видеть и по России, и по миру прирост этих больных, хотя процесс по заболеваемости будет носить волнообразный затихающий характер.


Статья находится в разделах:


Написать сообщение

Опубликовать сообщение Отправить Медицинские статьи


Источник: www.medsovet.info
Просмотров: 6538 | Добавил: witust | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024

    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz